8 (861) 205-00-98 8 (800) 555-28-81

Строительство складов продолжится

Складские площади классов А и В в логистических центрах страны в ближайшие пять лет увеличатся на четверть, до 0,92 млн кв. м. Такие показатели определены проектом концепции Государственной программы развития логистической системы Республики Беларусь на 2016—2020 годы.

Цели и перспективы. Авторы документа планируют продолжить строительство и развитие логистических центров различной функциональности, рассчитывают увеличить долю комплексных логистических услуг и аутсорсинга, перейти на новые технологии управления, распространить безбумажные методики обработки грузов. Предполагаются усовершенствование отраслевого законодательства, упрощение таможенного и пограничного администрирования, интеграция наших центров в европейскую и международную логистические системы, большая гибкость инфраструктуры складов и др.

При реализации госпрограммы обещают руководствоваться рекомендациями международных организаций — Всемирного банка, Всемирного общества инженеров-логистов, Европейской ассоциации логистики, Европейской бизнес-ассоциации, Европейской ассоциации экспедирования, транспорта, логистики и таможенных услуг. Работу отрасли будут оценивать по ее доходам (выручке), а также по комплексным ключевым показателям, таким как эффективность складской деятельности, производительность в цепях поставок, надежность и гибкость логистической системы.

Как ожидается, к 2020 году доходы логистики в рублевом выражении увеличатся в 2,2 раза, до 7,3 трлн руб. в год, в том числе: доходы транспортно-логистических центров — 4,9 трлн руб., оптово-логистических — 0,8 трлн, операторов на арендованных структурных элементах логистических центров — 0,2 трлн, операторов на складах и других объектах — 0,6 трлн, доходы от оказания прочих логистических услуг (таможенное декларирование, аутсорсинг, аутстаффинг, биржевая и электронная логистика) — 49,6 млрд руб.

За свой счет. Все 37 действующих в стране логистических центров построены за счет собственных средств организаций или заемных ресурсов. Без целевого бюджетного финансирования планируют обойтись и при реализации программы на очередную пятилетку. Все расходы, в том числе на совершенствование законодательства, таможенного администрирования, развитие международного сотрудничества, совершенствование высшей школы, научную деятельность, будут покрываться из собственных средств субъектов хозяйствования и привлеченных кредитов.

Только некоторые инвестпроекты смогут рассчитывать на частичное финансирование в рамках государственных, региональных и отраслевых инвестиционных программ в сфере транспорта, дорожного хозяйства, энергосистемы, услуг связи, образования и информатизации. Ожидается, что до 2020 года инвестиции в логистическую отрасль составят не менее 790 млн долларов, будет создано более 5 тыс. новых рабочих мест.

Помним о рисках. В проекте концепции перечислены основные риски макро- и микроэкономического, а также геополитического характера, способные помешать достижению поставленных целей. Так, по мнению составителей концепции, национальный логистический бизнес все еще уступает мировому в оказании комплексных услуг логистики, включая закупку, таможенное оформление, сбыт, финансирование, информационные услуги, организацию и обслуживание цепочек поставок, контрактную работу по ВЭД, управленческому и организационному консалтингу. Следовательно, без внесения изменений в национальное законодательство и без его интеграции с лучшими мировыми практиками объемы логистических услуг, в том числе обработка транзитных товарных потоков, строительство и развитие логистических центров, могут оказаться ниже ожидаемых.

К этому следует добавить тенденцию последних лет, связанную с перераспределением глобальных товарных потоков с центральноевропейского меридианного направления (запад — восток — запад) на южноевропейский коридор, идущий в обход нашей страны. Многое будет определять спрос в странах ЕС на основные сырьевые ресурсы: каменный уголь, нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения, черные металлы и другие товары, перевозимые транзитом через Беларусь.

Макроэкономические риски определяются сохраняющимися неравными условиями хозяйствования (налоговой, административной нагрузкой и др.) в странах ЕАЭС, сложностью технических регламентов союза, а также высокой конкуренцией со стороны логистических центров Польши и Литвы.

Непростые отношения между Россией и Западом обуславливают геополитические риски, связанные с возможным продолжением или усилением санкций, что влияет на товаропотоки и способность логистической отрасли зарабатывать на их обслуживании.

К списку новостей

Задать вопрос

Заказать звонок

Подписка на рассылку