Анализ рынка потребителей складов за последние 6 лет
Компания CBRE проанализировала рынок конечных потребителей складской недвижимости в Московской области. Так по итогам 2019 года доля ритейлеров среди конечных потребителей складской недвижимости в Московской области увеличилась до 31%, составив 3,6 млн. кв. м. При этом доля онлайн ритейла, показывающего рост последние 2 года, всё еще не превышает 6% в общем объёме складского рынка класса А. Суммарно с 2013 года по настоящее время занимаемая онлайн ритейлерами площадь складов выросла со 180 000 кв. м до 700 000 кв. м в 2019 году.
Безусловным лидером в структуре используемых складов по товарным группам являются продуктовые сети. Занимаемые продуктовым ритейлом площади за 6 лет увеличились в 2,3 раза. Прирост занимаемых этим сегментом площадей составил 1 млн. кв. м. Положительная динамика обусловлена ростом доли продуктов питания в структуре расходов населения (в 2019 году доля расходов москвичей на продукты для домашнего питания составила 26,8%, тогда как в 2013 он составлял 20,8%), а также переход крупных продуктовых сетей, прежде арендовавших складские площади у логистических операторов, на прямую аренду или владение (не менее 25% прироста площадей за рассматриваемый период или около 550 тыс. кв. м). Среднегодовой темп роста в сегменте составил 16,3%.
Крупнейшие сделки аренды за 6 лет:Год | Компания | Площадь (кв. м) | Направление |
2018 | Ozon | 122 075 | E-commerce |
2015 | X5 Retail Group | 65 698 | Retail |
2016 | SLG | 59 789 | Logistics |
2016 | Окей | 59 654 | Retail |
2015 | Дикси | 54 257 | Retail |
2018 | ВкусВилл | 51 573 | Retail |
2016 | Hoff | 50 000 | Retail |
2019 | Askona | 47 667 | Production |
2017 | X5 Retail Group | 45 999 | Retail |
2016 | Castorama | 42 445 | Retail |
2015 | Дочки-Сыночки | 42 232 | Retail |
2015 | Гипермаркет Глобус | 40 063 | Retail |
2015 | Nopeus Art | 40 000 | Logistics |
2014 | STS Logistics | 39 787 | Logistics |
2019 | Yandex | 39 131 | E-commerce |
2018 | ID Logistics | 37 000 | Logistics |
2019 | Спортмастер | 35 044 | Retail |
2015 | OBI | 34 680 | Retail |
Источник: исследования CBRE, 2019
Крупнейшие сделки по приобретению за 6 лет:
Год | Компания | Площадь (кв. м) | Направление |
2019 | Мистраль | 55 500 | Distribution |
2015 | Adidas | 46 603 | Retail |
2018 | Максидом | 41 491 | Retail |
2014 | NC Pharm | 25 191 | Distribution |
2015 | Ресанта | 24 531 | Production |
2015 | Naturfoods | 23 201 | Distribution |
2017 | Marr | 22 350 | Distribution |
2014 | X5 Retail Group | 22 280 | Retail |
2014 |
Exist | 15 709 | E-commerce |
2017 | Rendez-vous | 14 560 | Retail |
Источник: исследования CBRE, 2019
Вторыми в структуре занимаемых складских помещений по-прежнему остаются логистические операторы (22%). За 6 лет занимаемые логистическими операторами площади увеличились с 1,6 млн. кв. м до 2,6 млн. кв. м. Таким образом среднегодовой темп роста в сегменте составил 8%. Аналитики CBRE отмечают замедление роста сегмента ввиду его зрелости и большого объема, а также по причине изменения состояния экономики. Так, в кризисный период произошли снижение рентабельности логистического сектора и смена стратегии его развития: логистические операторы больше не занимают большие площади «впрок» с расчётом на потенциальных клиентов; новые склады берутся под уже подписанные контракты. При этом, по оценкам специалистов компании CBRE, запросов на аутсорсинг логистики не так много в сравнении с докризисным периодом; многие крупные клиенты логистических операторов переходят на прямую аренду. Логистические компании адаптируются к такой тенденции и готовы обслуживать клиента на его площадях.
На третьем месте в структуре занимаемых складских площадей находятся дистрибьютеры с 15% (1,8 млн. кв. м). Среднегодовой прирост в сегменте оценивается на уровне 12,1%. Основу прироста площадей в этой категории сформировали компании, которые впервые брали складские площади класса А в Подмосковье под собственные нужды – 63% всех площадей дистрибьютеров на конец 1П 2019). Заметно нарастили свою долю компании, работающие с автозапчастями. Сегмент бытовой техники и электроники, напротив, рос медленно, отражая негативные тренды в розничных продажах этой товарной группы и заметно сократил свою долю площадей.
Замыкают четвёрку основных потребителей складов производители, повысившие качество
занимаемых ими складов (12% или 1,4 млн кв. м). Среднегодовой рост в сегменте находится на уровне 15,3%. Среди производителей самыми крупными игроками стали такие сегменты, как продукты питания, товары народного потребления и производители автокомпонентов.
Источник: cbre.ru