Эксперт: в 2020 году региональный складской рынок займет осторожную позицию
По данным аналитиков Knight Frank, в 2019 году общий объем сделок в регионах вырос в 2,6 раза – до 585 000 квадратных метров. И это стало максимальным показателем за всю историю наблюдения с 2005 года.
– Сделки 2019 года – это назревавшие за не один год складские потребности компаний, которые либо хотели перейти на региональный рынок конкретного региона, либо расширить свое присутствие на нем, – пояснил заместитель директора «ПЭК» Вадим Филатов. – Эти потребности были закрыты. Поэтому в нынешнем году предпосылок для очередного рекордного роста спроса на склады я не вижу.
В 2018-2019 годах «Первая экспедиционная компания» (ПЭК) реализовала три крупных складских проекта в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске, а также более 80 проектов разного масштаба в других городах. Таким образом, 2019 год можно считать рекордным по развитию логистической инфраструктуры «ПЭК», подчеркнул заместитель директора «ПЭК» Вадим Филатов. Однако, в текущей экономической ситуации следует ожидать, что в 2020 году рынок займет осторожную позицию.
На данный момент «ПЭК» видит потребность в увеличении складских мощностей в разных регионах, так как филиальная сеть компании охватывает 150 городов по всей России. Прогнозировать данные потребности помогает в том числе и «Рейтинг быстрорастущих городов России-2019». Независимое исследование, результаты которого находятся в открытом доступе, было проведено «РБК» по инициативе «ПЭК.
Например, «СберЛогистика», которая в 2019 году открыла пять складов класса «А» общей площадью более 100 000 квадратных метров в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и Владивостоке, в этом году также скорректировала планы по складской экспансии в регионы.
– Будем действовать в зависимости от потребностей, подстраивать инфраструктуру под спрос клиентов, – заявил генеральный директор «СберЛогистики» Сергей Малышев. – Так как наша основная задача – качественно оказывать услуги по всей территории страны и удовлетворить спрос клиентов в части фулфилмента, кросс-докинга и складской переработки.
По словам эксперта, дефицит свободных качественных складских площадей за пределами Москвы и Московской области существует. Так как с ростом бизнес активности в регионах образуется разрыв между объемами предложения и спроса. И рост рынка электронной коммерции будет этот разрыв только усугублять, полагает Сергей Малышев.
В регионах сложности не столько с количеством свободных складов, сколько с дефицитом качественных локаций, добавил Вадим Филатов. Особенно остро этот вопрос встает при подборе склада для перевозки сборных грузов. Такой объект должен быть расположен в черте города и обладать удобными подъездными путями, пояснил эксперт. А в регионах подавляющее большинство современных складских комплексов строится за пределами города – на расстоянии 5 – 10 км.
Напомним, по данным аналитиков Colliers International, в 2019 году число свободных складских объектов в регионах продолжило стремительно сокращаться. Уровень вакансии, по итогам I полугодия, составлял всего 3,4%. В следствие чего средняя арендная ставка увеличилась на 50 рублей – до 3 550 рублей за квадратный метр в год с учетом НДС и операционных расходов. LR
Источник: Logirus