Склады «поумнели»: как рост E-commerce запустил развитие складской инфраструктуры
Рост объема российского рынка онлайн-торговли, по данным аналитиков, наблюдался еще задолго до вспышки COVID-19, а с введением жестких ограничений количество заказов через Интернет в некоторых компаниях возросло кратно. Это стало причиной серьезных инфраструктурных изменений в складском секторе.
Взрывной всплеск электронной коммерции приводит к трансформации внутренних процессов, логистические услуги и склады вынуждены адаптироваться, чтобы отвечать новым вызовам.
Правильная локация
Первым и немаловажным качеством склада является его расположение. Конкурентным преимуществом для каждого ритейлера как в online, так и в offline-сфере является способность сохранить целостную комплектацию заказа и при этом быстро доставить его потребителю. Несколько лишних километров в пути, неудобно расположенные подъездные пути к складу, непродуманная логистика и оснащение склада или загроможденный терминал отгрузки товара — все эти факторы увеличивают длительность доставки от нескольких часов до нескольких дней.
В B2B-сегменте производителям, расположенным на большом отдалении от торговых точек и отгружающим большое количество товаров единовременно, следует размещать склады вдоль основных магистралей и оборудовать стоянку для грузовых машин. Слаженная команда специалистов клиентского отдела и операторов склада произведет загрузку в кратчайшие сроки, максимально используя объем фуры и не повредив заказ. Ритейлерам, отгружающим большое количество мелких заказов в течение дня, наоборот, стоит задуматься о переносе склада в городскую черту.
Ключевую роль в процессах доставки может сыграть и качество дорог, бизнес в данной сфере должен сотрудничать с органами местного самоуправления, отвечающими за качество асфальтового покрытия.
Автоматизация
Следующий шаг в совершенствовании инфраструктуры склада – его автоматизация. На складах компаний за рубежом остается все меньше «живой» рабочей силы. Нельзя сказать, что человек на складе – редкость, однако и роботы уже не считаются экзотикой.
Автоматизируется буквально все: если несколько лет назад компания Linde испытывала первые беспилотные погрузчики и их способность находить и перемещать крупногабаритные грузы, то сейчас на складах IKEA и Amazon можно встретить роботов-кладовщиков, работающих с отдельными небольшими товарами.
Стоимость создания подобного склада велика: необходимо разработать проект, до мелочей учитывающий специфику складируемого груза, найти или создать подходящую технику, разработать соответствующее программное обеспечение, а затем поддерживать все в работоспособном состоянии.
В свою очередь, отказ от использования ручного труда исключает риск человеческой ошибки или невнимательности, устраняет возможность пересортицы и задержки сбора и отправки груза. Часто за необходимостью создания автоматизированного многоярусного склада, наполненного дорогой электроникой и сложными инженерными решениями, стоит желание компаний сэкономить на ручном труде. В странах, где заработная плата кладовщика может достигать 3000 евро, порой дешевле и выгоднее «нанять» робота, чем оплачивать работу человека, который к тому же уходит в отпуск, имеет выходные и может заболеть.
В России склады подобного типа еще не слишком распространены.