В России доля складов под управлением 3PL-операторов в 4 раза ниже, чем в ЕС
Переориентация 50% российских компаний (без учета крупнейших игроков с масштабной in-house логистикой) с собственных складов на 3PL-аутсорсинг позволит снизить дефицит площадок по всей России и сократить складские расходы на 15-35%.
Сейчас доля складов под управлением 3PL-операторов в России составляет 10%. Это как минимум в четыре раза ниже, чем в странах Евросоюза. В ЕС данный показатель варьируется от 40% до 60%, в зависимости от региона. Выше всего доля складских площадей, которыми управляют 3PL-провайдеры в Германии – 60%, на втором месте Франция – 55%, на третьем – Испания (50%).
Спрос на аутсорсинг складской логистики в России за январь-август 2024 года увеличился на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Выше всего объем занимаемых площадей на площадках логистических провайдеров у классического ретейла (28%) и сегмента товаров народного потребления (19%). Остальные клиенты занимают менее 9% по каждой из отраслей: производители и дистрибьюторы автозапчастей, фармацевтических товаров, e-commerce и e-grocery.
Одна из основных причин низкого спроса на 3PL-услуги – убеждение в том, что благодаря развитию собственной логистики можно добиться наибольшей эффективности операций. Негативно сказывается также и отсутствие единых стандартов сервиса на российском рынке складского аутсорсинга.
Соотношение собственных и привлеченных автопарков компаний в России уже достигло около 50%, в том числе благодаря единым стандартам сервиса: каждый перевозчик действует по одному и тому же алгоритму, благодаря чему компаниям удобно интегрировать их в собственные бизнес-процессы. Тогда как у каждого складского провайдера собственная бизнес-модель, в результате чего клиентам каждый раз приходится перестраивать внутренние процессы для взаимодействия с ними.
Низкий спрос на складской аутсорсинг в России также связан с неготовностью логистических служб грузовладельцев подключаться к таким операциям, так как переход на 3PL руководство российских компаний часто воспринимает как последствия неэффективности внутренней логистики. Невысокий спрос также связывают с нехваткой данных о финансовых и производственных показателях на внутреннем рынке и в аналогичных/смежных отраслях. Кроме того, многие компании до сих пор не знакомы с особенностями и механизмами 3PL-операций. Слабая информированность тоже негативно сказывается на спросе на этот сервис.
Если хотя бы 50% российских компаний (что соответствует уровню проникновения аутсорсинга в западных странах) за исключением крупных предприятий, чья внутренняя логистика сопоставима по эффективности с профессиональными 3PL-операторами, перейдут с использования собственных складов на площади аутсорсинговых провайдеров, то совокупный эффект от оптимизации избыточных мощностей позволит сократить дефицит складских площадей по всей стране на десятки процентов.
Экономическая эффективность аутсорсинга зависит от объемов складских операций и уровня колебаний стока: чем выше данный показатель, тем больше ресурсов можно оптимизировать благодаря переходу на 3PL-операции. По расчетам, переход на аутсорсинг выгоднее всего для бизнеса со стоками на площади от 1-15 тыс. кв. м. Большинство таких грузовладельцев при переходе на 3PL могут сократить расходы на 15-35%, таковы данные закрытого опроса клиентов нескольких складских операторов.
В 2024 году тарифы на услуги 3PL-операторов выросли на 18-66% год к году в зависимости от операции. Сильнее всего подорожала услуга пикинга (отбор и подготовка товаров к отгрузке в соответствии с заявкой заказчика): на 66% год к году – до 21,8 руб. за коробку. На втором росте по динамике роста стоимости оказались ручные погрузочно-разгрузочные работы. По этой услуге тарифы в среднем выросли на 59% – до 26,2 руб. за короб. На третьем месте стикеровка, которая в этом году подорожала на 32% - до 7,9 руб. за стикер.